Школа как основа для жизни

воспоминания Семёновой  Ольги Георгиевны

с сайта "НЕПРИДУМАННЫЕ РАССКАЗЫ О ВОЙНЕ"
http://world-war.ru/
 

     Оля Семенова во время войны

Мы привыкли ко всем видам «тревог»
Кажется, 8 сентября 1941 г. была одна из первых бомбёжек Ленинграда. Ночью я проснулась – раздался грохот, дом несколько раз ощутимо качнулся и послышался звон разбитых стекол. Вставать мы не стали и снова заснули. Утром увидели на полу свои выбитые стекла из трёх окон, выходивших на Театральную площадь, а на улице лежащий в относительно небольшой воронке уличный фонарный столб рядом с консерваторией со стороны памятника композитору Глинке. Отец вставил стекла, но потом их ещё раз выбило. Тогда он вставил на их место фанеру, оставив стекло только в форточке. Окна на кухне выходили во внутренний двор и ни разу не пострадали. В первые два года войны мы в основном и жили на кухне, во всяком случае, топили плиту или буржуйку только в ней.
Бомбёжки стали частыми, регулярно по радио стали объявлять «воздушные тревоги» – предупреждающий текст, перемежающийся с воем сирены. Воздушная тревога могла длиться от получаса до 1-2 часов и кончалась жизнерадостным сигналом «отбоя». Один раз (или два?) Мария Михайловна пошла с нами, детьми, в бомбоубежище. Оно было близко, во внутреннем дворе нашего дома, и являлось, собственно, бывшей коммунальной прачечной. Это было большое помещение на первом этаже со сводчатым потолком, каменным полом и несколькими каменными резервуарами для ручной стирки белья с кранами и сливами для воды. Теперь в прачечной не стирали, а установили много скамей для сидения. Толстые до 1 м стены, такие же своды и заложенные кирпичом окна во двор, по-видимому, позволяли считать это помещение бомбоубежищем. Мы пришли и сели на свободные места. У Марии Михайловны на руках маленький Юра. Кроме нас вокруг в основном пожилые женщины. Снаружи время от времени доносится гуденье самолётов и отдалённые разрывы бомб. Валя и я и ничего не боимся, мы взяли книги и хотим читать или разговаривать. Маленький Юра ничего не понимает, но стеснён в своих действиях, он хотел бы побегать и поболтать. Но всё это пресекается возмущением других пришедших в бомбоубежище: «Уймите детей!», «Как не стыдно! Может быть, последний наш час приходит!». Мария Михайловна вынужденно одёргивает нас. В общем, ни ей, ни тем более нам, детям, в бомбоубежище не понравилось, а страха, видимо, было недостаточно. Почему?
Могу сказать только о себе. У меня от природы оказалась «героическая натура». Я действительно боялась несколько меньше многих других, конечно, в пределах разумного. Но более всего я «презирала трусость» и даже тот страх, который испытывала, тщательно подавляла и скрывала. Ещё большее и, пожалуй, главное значение имела детская глупость, детская уверенность, что «с кем-кем, а уж со мной-то ничего не случится». Это качество не покидало меня лет до 30-35, о чем я не жалею. С этой особенностью жизнь более лёгкая и, так сказать, красивая. Потом я где-то прочитала, что этой «молодой необоснованной смелостью» сознательно пользуются в армии и в разведке. То, что у более взрослых людей достигается тренировкой силы воли, у части молодых людей имеется от природы.
Больше в «казённое» бомбоубежище наша семья не ходила. Отец придумал нам собственное бомбоубежище, воспользовавшись особенностями домов 4 и 6 по Театральной площади – нашего и соседнего. Их смежные капитальные стены сходятся при выходе на площадь, и расходятся под углом примерно 30 градусов при выходе на двор. В получившихся треугольных закутках ещё до революции были устроены дровяные кладовки на лестничных площадках. Соответственно, стены у кладовок были (и есть) мощные. Наша квартира владела одной из этих кладовок. Дверь в кладовку и входная дверь в квартиру были рядом, кладовка и квартира имели общую капитальную стену. В кладовке мы держали дрова и некоторые старые вещи. Отец объявил кладовку бомбоубежищем. В ней устроили места для сидения и стол из ящика, на котором наготове стояла коптилка. Теперь во время дневных и вечерних воздушных тревог мы должны были находиться в кладовке. По ночам мы всё-таки спали в своих постелях в квартире. Ни плиты, ни печки-буржуйки в кладовке не было, так что сидеть в ней надо было в пальто, валенках и других утепляющих тряпках, вплоть до одеял. Раза два сначала, кроме меня и Вали, в кладовке во время тревоги была и Мария Михайловна с маленьким Юрой. Но ей быстро это надоело. В результате в кладовке во время воздушных тревог проводили время только мы с Валей, читая книги при свете коптилки. Нам сидение в холодной кладовке тоже не нравилось, но ослушаться мы не смели.
Бомбёжки большей частью бывали ночью, а артобстрелы днём. В Ленинграде действовал комендантский час, то есть в указанный промежуток времени с какого-то часа вечером и до какого-то часа утром (не помню каких) нельзя было находиться на улицах без пропусков.

Пропуск блокадного Ленинграда на право прохода во время комендантского часа

По ночам жители были дома или в бомбоубежищах, так что никаких решений по поводу объявляемых по радио воздушных тревог или артобстрелов им принимать не приходилось. Днём во время воздушной тревоги или артобстрела дворники и специальные дежурные (возможно МПВО) требовали, чтобы прохожие с улиц заходили под арки над проходами во внутренние дворы домов («загоняли в подворотни») или в бомбоубежища, если они были близко. Там полагалось дожидаться «отбоя». Постепенно ленинградцы привыкли ко всем видам «тревог», старались ускользнуть от дворников и дежурных и продолжать путь по своим делам, чтобы не коверкать расписание своего дня. Мы часто вели себя так же. Конечно, из-за такой недисциплинированности в городе наверняка бывали дополнительные жертвы, но каждый принимал решение сам.
Наша семья от артобстрелов пострадала дважды, но минимально. Летом 1943 г., как я уже писала, мы жили и трудились на огороде в Шушарах, где жили в сельском доме. Хозяева дома были, вероятно, выселены из расположения воинской части. Мы занимали одну комнату, в других жили военные. Отец и Мария Михайловна днём были на своей инженерно-геологической работе, а мы, дети, – дома или на огороде. Изредка, примерно раз в месяц, на день-два, мы все или не все по каким-либо надобностям ходили домой на Театральную площадь – туда и обратно пешком, с рюкзаками. Однажды мы отсутствовали в Шушарах в полном составе. Когда вернулись, увидели, что четыре небольших грядки в углу огорода превратились в воронку от снаряда. Нам повезло: нас могло убить прямым попаданием, а могло ранить осколками. Когда в следующий раз мы опять пришли в свой дом на Театральной площади, то обнаружили на внешней стороне дома выбоину под окном дальней из наших двух комнат. Снаряд попал в стену между 1-м и 2-м этажами. Толщина стены дома – почти метр, глубина выбоины – 30-40 сантиметров. Внутрь снаряд не проник, но удар проделал в стене трещину, а взрывная волна выбила все стёкла рядом расположенных окон, которые уже несколько месяцев заменяли фанеру первой блокадной зимы. Отец снова вставил стёкла. Со временем подоконник и прилегающая часть пола стали проседать. После войны родители с трудом выхлопотали у домоуправления ремонт, однако процесс проседания продолжается до сих пор. Снаружи и сейчас виден этот дефект. Нам опять повезло: во-первых, нас не было в квартире, во-вторых, снаряд не попал внутрь комнаты. Хочется отметить интересную особенность траектории снаряда. Если учесть, откуда он был выпущен, значительную высоту здания консерватории перед нашим домом и малое до неё от дома расстояние, то окажется, что снаряд был уже на излёте и падал почти вертикально, по нашему дому он только «скользнул».
 

Первый учебный год в блокадном Ленинграде
В страшную зиму 1941-1942 гг. школы в Ленинграде не работали. Весной 1942 г. кое-кто из выживших детей был эвакуирован из города на грузовиках через Ладожское озеро по «Дороге жизни», а в мае-июле водой через то же озеро. Летом оставшиеся немного окрепли, особенно если в семье был огород – или за городом (как у нас), или отдельные грядки в пределах города. Увеличились нормы выдачи продуктов, летнее тепло уменьшило расход энергии на согревание тела, многие собирали и ели грибы, дикие ягоды и съедобные сорняки. В общем, к осени 1942 г. жители в Ленинграде немного ожили, поднабрались сил, отмыли грязь на себе и отчасти в закопчённых квартирах, по одежде стали похожи на людей, а не на чучела, замотанные в какие-то тряпки, как зимой.
И вот мы с Валей узнали, что 1 сентября начинается учебный год и мы пойдём в школу № 249 на углу ул. Союза Печатников с проспектом Маклина (теперь Английский проспект). Вероятно, нас записал туда отец. Между прочим, у него была проблема – в какой класс нас записывать. Формально это должен был быть 4-й, так как мы закончили перед войной 3-й класс, а учебный год 1941/1942 пропустили, как все в Ленинграде. Однако мы с Валей были, как теперь говорят, «продвинутые» девочки, начитанные, всегда хорошо и самостоятельно учившиеся. И отец записал нас в 5-й класс. По-видимому, он объяснил отсутствие документов за 4-й класс их пропажей при бегстве из Каунаса. Мы стали учиться, и преподаватели не заметили у нас недостатка знаний. Мы хорошо учились и после окончания 5-го класса получили похвальные грамоты. Копии своих похвальных грамот за 5-й и 6-й классы я прилагаю к этим запискам.

Похвальная грамота Ольги Семёновой, 28 мая 1943 года

Оформление грамот интересно своей «политизированностью»: на бланке помещены портреты Ленина и Сталина. Из-за маленькой хитрости с пропуском 4-го класса я до сих пор плохо знаю систему кровообращения лягушки, которую тогда проходили именно в этом классе. В результате мы с Валей как бы не пропустили во время войны ни одного учебного года. При последующем обучении в средней школе и вузах мы обычно были моложе одноклассников и однокурсников, так как большинство детей «потеряло» один учебный год во время войны.
Учебный год 1942/1943 был последним, когда советская школа была смешанной, то есть девочки и мальчики учились вместе. Смешанное обучение возобновилось после смерти И.В.Сталина. Сейчас, вспоминая школу № 249 по прошествии многих лет, я могу только выразить своё общее впечатление: школа как школа. Всё в ней было нормально: уроки, звонки, дисциплина, учителя (женщины, кроме инвалида-военрука), музыкальный кружок, может быть, и другие кружки, беготня на переменах, некоторое отчуждение между девочками и мальчиками, выражавшееся в том, что держались и разговаривали отдельно.
К сожалению, я многого не помню: имён преподавателей, директора, завуча, имён большинства одноклассников, была ли школа семилеткой или десятилеткой, были ли уроки физкультуры, было ли в школе бомбоубежище, что мы делали во время воздушных тревог и артиллерийских обстрелов, где был наш класс 51. В школе была столовая в подвале или на первом этаже, потолки вроде бы были сводчатые. В столовой нас кормили обедом. Не помню, сдавали ли мы часть талонов из наших продовольственных карточек в столовую или нас кормили полностью за счёт города. Не помню, надо ли было платить за питание деньги. В то время эти вопросы имели большое значение, но ими занимались родители. Не помню, хорошо ли отапливалась школа и отапливалась ли вообще. Может быть, в мороз мы сидели на уроках в пальто? Может показаться странным, что я подробно перечисляю то, чего не помню. Зачем, казалось бы? Но я думаю, что сам по себе перечень вопросов характеризует ситуацию учебного года 1942/1943 в блокадном Ленинграде.

Питание в школе
В обед нам часто давали блюда из продуктов, которые не используют в мирное сытое время или используют по другому приготовленными с добавлением других, более калорийных, продуктов.
Во-первых, это дрожжевой суп. Научные работники Лесотехнической академии разработали быстрый и дешевый способ массового производства съедобных дрожжей для добавки к рациону ленинградцев. Дрожжи изготовлялись из чего-то древесного в форме маленьких «буханок» размером и формой вроде нынешнего бородинского хлеба. Были они светло-коричневого цвета, мягкие. В столовых дрожжи растворяли в воде и кипятили с добавлением, например, крупы. Это и был дрожжевой суп. Во-вторых, это морские водоросли (морская капуста?), из которых тоже приготовляли суп. В-третьих, это соя в четырёх разновидностях: соевое молоко, соевый кефир, соевое суфле и соевый шрот (жмых). Все разновидности белоснежные. Жидкости имели едкий привкус. «Булочки» из шрота – румяные, красивые, но при еде были похожи на слепленные опилки. Перечисленные продукты по карточкам не выдавались, тем более их не было в свободной продаже. Впрочем, тогда не было вообще никакой свободной продажи, кроме как на «чёрном рынке». Дрожжи, водоросли и соя поступали только в столовые в качестве добавок к тому, что там давали по карточкам.
Мы, школьники, верили взрослым, что оба супа и блюда из сои – полезные, но считали их невкусными. Отдельные мальчики, у кого дома, видимо, было посытнее, иногда в столовой после обеда для развлечения кидались булочками из шрота, которые при ударе «взрывались». Булочки были настолько невкусными, что остальные дети не воспринимали такие действия как порчу продукта. Воспитанием озорников занимались учителя.
Нормальную еду составляли каши, овощи, мясо, рыба, хлеб, сахар, масло или жир, эрзац-кофе и другие, но всё это давалось в крохотных количествах, мясо или рыба не каждый день.
Небольшой процент школьников имел право на усиленное дополнительное питание – УДП. Другие школьники называли их «усиленниками». А ещё ходила мрачная шутка, что УДП расшифровывается как «Умрёшь днём позже». «Усиленники» за обедом сидели в отдельной комнате и получали что-то дополнительное. Как попадали в «усиленники» и чем их подкармливали, я не знаю. Наверное, по медицинским показаниям по заявлениям родителей. Особенными доходягами, по сравнению с другими, «усиленники» не выглядели.

Концерты в военных госпиталях

Кроме проведения обычных занятий, школа готовила самодеятельные концерты, но не просто для развития талантов учеников, а для выступлений в военных госпиталях перед ранеными. Этим занимались учителя музыки, танцев и русской литературы. Преподавательский состав школы во главе с директором относился к организации концертов очень ответственно. В результате у нас была довольно большая концертная бригада из учеников разных классов. Проводились отдельные репетиции номеров и общие репетиции концерта целиком. Я читала стихотворения и участвовала в так называемом литературном монтаже, когда несколько «артистов» стоят на сцене и поочерёдно читают отрывки текста, представляющие единое целое. Некоторые части текста читаются «хором». Стихотворения и литературные монтажи были военно-патриотического содержания, написанные современными авторами, что называется, «с пылу, с жару», песни – тоже, танцы – народные.
Помню начало одного из стихотворений, которое я читала:

Многое забудут в мире люди,
Но бессмертным счастием горя,
Эту дату мы не позабудем –
Восемнадцатое января.
В этот день мечты осуществились,
Мрак навеки победила жизнь.
Двух фронтов войска соединились –
Волхов с Ленинградом обнялись.
(Уже теперь благодаря Интернету я узнала автора – поэтесса Елена Рыбина.)
В литературном монтаже я читала отрывок:

…Он косит их атакой штыковою.
Бетон и восьмислойные накаты
Уже не спрячут немцев, не спасут.
Он наступил – великий час расплаты!
Он грянул – ленинградский грозный суд!

Специальных костюмов не было, выступали в своей одежде, но старались быть понаряднее. «Нарядность» была весьма относительной. Я, например, выступала в валенках в коричневых байковых спортивных шароварах, поверх которых были надеты черная шерстяная юбка и толстый белый шерстяной свитер отца, уменьшившийся при стирке до моего размера. Вокруг шеи был повязан пионерский галстук. Праздничными были только белый цвет свитера и красный галстука.
В день концерта участники собирались у школы (или это было сразу после уроков – не помню) и все вместе со взрослыми руководителями шли в госпиталь. Я помню госпиталь на набережной Невы у моста Лейтенанта Шмидта со стороны площади Труда. Это было здание дворцового типа с высокими потолками и просторными внутренними помещениями. Был и концертный зал со сценой. Почти все комнаты были заставлены больничными кроватями, на которых лежали раненные военные в нижнем белом хлопчатобумажном белье. В каждой палате лежали раненые одного типа: лёгкие ходячие, тяжёлые лежачие, раненные в голову, в ноги и т.д. Концертный зал всегда был полон, так как развлечений у раненых практически не было. Вообще военный госпиталь во время войны отличается от гражданской больницы тем, что у пациентов, как правило, нет родственников и знакомых рядом с госпиталем, в который они попали, и их никто не посещает. Поэтому нас встречали очень хорошо и, безусловно, прощали скромный уровень наших выступлений. Позже я поняла, что для немолодых раненых уже самый вид детей нашего возраста был интересен и приятен. Тяжелых раненых привозили в зрительный зал в креслах на колёсах. Концерт слушали внимательно, всему аплодировали. Правда, по аплодисментам можно было понять, что особенно понравилось. Огромный успех всегда имела песня «Бескозырка», которую прекрасно исполнял один наш мальчик красивым детским дискантом, притом одетый в тельняшку и форменку, с бескозыркой на голове. Мы и сами в школе очень любили его пение, он был нашей «звездой». Фамилию мальчика я не помню. Пению и танцам аккомпанировала на рояле наша учительница музыки.
Когда концертные номера заканчивались, наши благодарные зрители начинали просить повторения, называя тот или другой номер. В результате концерт фактически повторялся, только последовательность номеров оказывалась другой. Затем работники госпиталя вели нас в какое-нибудь дальнее помещение и чем-нибудь скромным угощали, например, чашкой чаю и ломтиком хлеба с кусочком сливочного масла. Мы, блокадные дети, были обучены дома не принимать чужих угощений, а уж тем более ничего не просить, так как «все вокруг голодают». Полагалось говорить, что не хочешь есть, что недавно ела, что сыта и т.п. В госпиталях мы не отказывались от угощения, но принимали его чинно, ели медленно, благодарили и никогда не просили добавки.

Праздник Нового Года

Празднования Нового 1943-го года в Ленинграде практически не было, кроме официальных поздравлений по радио и в газетах. Но для детей наша школа устроила очень скромную «ёлку» с подарками. Идти туда надо было довольно поздно, улицы, как всегда в декабре, были пустынные, морозные и тёмные. Родители нас с Валей отпустили с опаской. Мы пошли, ёлку я не помню, а подарок, конечно, помню. Мы принесли его домой. Он был продуктовый: 4-5 конфет и сколько-то печенья. Всё – «блокадное», то есть конфеты из смеси сои с мукой и сахаром, покрытые глазурью «под шоколадную», печенье из грубоватой муки, тоже сладкое. Нам всё понравилось.

Изучение военного дела

Кроме обычных изучаемых в 5-м классе предметов, у нас было военное дело, которого не было до войны. Преподавал инвалид-военрук среднего возраста. На его уроках мы изучали устройство ручного оружия – винтовку ТОЗ-8 и, плохо помню, что-то ещё. Оружие было в одном экземпляре. Военрук держал его в руках, разбирал, называя составные части, и собирал обратно. Мы должны были уметь ответить на его вопросы по устройству оружия, но сами в руки его не получали. Таким образом, обучение было теоретическим на простейшем уровне. Ещё военрук занимался с нами строевой подготовкой, чаще в спортзале или широком коридоре, реже во дворе. Мы научились ходить «в ногу», выполнять команды «Стройся!», «Смирно!», «Вольно!», «Налево!», «Направо!», «Кругом!», «На первый-второй рассчитайсь!», «Шагом марш!» и прочие. Мы научились маршировать, держать строй, менять направление движения, перестраиваться шеренгой, колонной и многое другое. Один или два раза урок проводила медсестра, которая рассказывала и показывала, как делать перевязку при ранении.

Насколько помню, мы к занятиям военным делом относились несерьёзно, как впоследствии к урокам музыки, физкультуры и черчения, считая их второстепенными предметами, наверное, потому что преподаватели этих дисциплин тогда не были профессиональными педагогами и не умели «держать класс в руках». В дальнейшем в 6-м и 7-м классах (в других школах) военное дело преподавалось на немного более высоком уровне. Например, винтовка закреплялась на треноге, бумажная мишень с кругами и обозначением очков – на стене, и ученицы должны были установить правильную позицию «прорезь – мушка – мишень», которую проверял военрук. В кабинете, конечно, не стреляли. В тир ходили, кажется, один-два раза.

Не помню, было ли это в 5-м классе школы № 249 или 6-м классе следующей школы (№ 251), но однажды зимой по какому-то серьёзному календарному случаю в Ленинграде организовали военный парад школьников на каком-то стадионе (возможно «Динамо»). Было объявлено, что парад будет принимать ни больше, ни меньше, как сам маршал Говоров, командующий Ленинградским фронтом. Когда отряд от нашей школы прибыл на стадион, был большой мороз и метель. У нашей школы было знамя. Не помню, что на нём было написано. Несли знамя по очереди 3-4 выделенных ученика. На какое-то время эта честь выпала мне. Тогда я узнала, что нести знамя не только почётно, но и физически трудно. Интересно, что я на этом параде испытала душевный подъём, думаю, что многие другие тоже. Его составляющими были «чувство локтя» в мужественном преодолении холодного ветра со снегом в лицо при сохранении строя и сознание значительности момента, связанной с присутствием на трибуне официальных лиц, в том числе военных и самого Говорова. Кстати, потом мы узнали, что по какой-то причине Говоров на нашем параде быть не смог.

Занятия военным делом ни мне, ни другим девочкам, слава Богу, не пригодились в дальнейшей жизни. Однако, осмысливая их значение теперь, я прихожу к заключению, что даже микроскопические знания и практика военного дела в сочетании с пережитым военным временем пополнили мой жизненный опыт и дали понимание одной из сторон армейского существования.

Смена школ, окончание войны

В 1943 году в СССР заменили смешанное обучение школьников раздельным. Школа № 249 «досталась» мальчикам. Не знаю, тогда ли она сменила номер. Мы с Валей и многими другими девочками были переведены в школу № 251, которая помещалась на одном из этажей «дома с башней» на углу проспекта Майорова и улицы 3 Июля (теперь Вознесенский проспект и Садовая улица). Там мы проучились один год и закончили 6-й класс. В течение этого учебного года 4-5 учениц из нашего класса добровольно-принудительно перевели в ремесленное училище. Видимо, была разнарядка на количество переводимых. Учителя (сплошь женщины) жалели девочек, сделать ничего не могли, шептались между собой и выделили для перевода учениц со слабой успеваемостью. Какие при этом были разговоры с девочками и их родителями, я не знаю. Перевод части школьников как мальчиков, так и девочек в созданные тогда ремесленные училища был массовым государственным мероприятием. Переведенные подростки получали серую суконную форму и обучались рабочим профессиям. На улице они сразу выделялись возрастом и формой, их называли «ремесленниками», их судьба считалась незавидной.

После окончания учебного года 1943/1944 251-ю школу то ли расформировали, то ли перевели в другое место. Наш 6-й класс попал в школу № 240 на набережной Крюкова канала позади здания бывшего Никольского рынка. Это рядом с тем самым местом, «где Крюков канал и Фонтанка-река словно брат и сестра обнимаются» (цитата из дореволюционной студенческой песни). Женскую школу № 240 мы с Валей закончили в 1948 году, отучившись в ней с 7-го по 10-й классы. Между прочим, почти сразу после смерти И.В.Сталина в 1953 году советская школа снова вернулась к совместному обучению девочек и мальчиков.

Об окончании войны мой 7-ой класс узнал на уроке 9 мая. Казалось, все девочки должны были радоваться, но часть из них сразу заплакала. Это были те, у кого на войне кто-нибудь погиб.

В заключение о школе

Я тепло вспоминаю школу № 249, первую мою школу после долгого пребывания почти за границей (бывшая Польша, только что присоединённая Литва) и после тяжелейшей «мертвенной» блокадной зимы, когда чудом удалось выжить. Школа вновь ввела меня в русло нормально организованной детской жизни, хотя и в суровых военных условиях. После окончания школы № 249 своим чередом уже без насильственных перерывов пошло получение сначала среднего, потом высшего образования, затем работа по специальности, профессиональный рост. Школа № 249 и следующие школы, в которых я училась, составляли единую систему, вводившую детей и подростков всесторонне подготовленными к жизни в стране, такой, какой она была в то время, сначала военное, потом мирное, но всегда сильно идеологизированное. К этому последнему обстоятельству надо было хорошо приспособиться, чтобы прожить нормальную для того времени жизнь. Надо было знать, что и как понимать, что можно и чего нельзя говорить. Эту приспособленность школа обеспечивала, конечно, не прямыми указаниями, а более тонкими методами, безопасными для учеников и учителей. Учителя-предметники в своём большинстве были добросовестными энтузиастами, в которых ощущались традиции преподавания, тянувшиеся ещё с дореволюционных времён и похожие на то, что рассказывали о своём детстве наши родители. «Морально-политическую» оценку советской школы 1942-1948 гг. я делаю уже теперь, когда прошло очень много лет и есть, с чем сравнивать.

Основные вехи дальнейшей жизни

В 1948 г. я поступила в Ленинградский горный институт им. Плеханова на геофизическое отделение геологоразведочного факультета. Окончила институт в январе 1954 г., получив специальность «горный инженер-геофизик». С 1954 г. я постоянно работаю в геологической отрасли, сначала с активным участием в полевых работах, затем в стационарных городских условиях научно-исследовательского института. У меня учёная степень кандидата технических наук, есть научные разработки и публикации. В 1989 г. мне вручили знак «Жителю блокадного Ленинграда». У меня взрослые сын и внучка.
 
Воспоминания записаны: 29 декабря 2010 года
     
Hosted by uCoz